Надежда — это оптимистическое состояние ума, основанное на ожидании положительных результатов по отношению к событиям и обстоятельствам в своей жизни или мире в целом, но вместе с тем и «тот, которого ожидают». Как глагол, надежда означает «ожидать с уверенностью» и «лелеять желание с предвкушением».
Надежда создает уверенность, которая, если ее черпать из правильных источников, может привести, к добродетели мужества также представляется ценной в ее связи с молодостью и добродетелью (возвышенности): надежда побуждает нас к стремлению к благородству. Надежда подразумевает, на мой взгляд, нашу способность собрать все свои силы и сконцентрировать их для достижения цели…не будем забывать, что слово надежда происходит от санскритского корня spa-, что означает «стремиться к цели»... и именно в этом заключается цель нашей надежды: стремиться к чему-то, что помогает нам двигаться вперёд.
С христианской точки зрения отсутствие надежды — это либо злость и бунт - раздора либо смирение и полная остановка желания. То есть без надежды церковь либо горит в яростном огне революции, либо чахнет и застаивается.
«И будешь спокоен, ибо есть надежда; ты ограждён, и можешь спать безопасно» - /Иов11.18/. Софар думает сказать Иову приятное в ответ на множество полных отчаяния слов, которые тот произнес, как будто считал, что ему уже нет смысла дожидаться наступления добрых дней в этом мире. «Ты можешь надеяться не только на добрые дни, говорит Софар, но и на добрые ночи». Здесь он вселяет в Иова надежду на благословенную перемену. Хотя в данное время Иов находился во власти непрестанного страха и ужаса, его жизнь будет полна святого покоя и уверенности, и он еще насладится постоянным комфортом и безопасностью: «и будешь спокоен, ибо есть надежда». Следует заметить: кто через благодать обрел добрую надежду на Бога и небеса, тот, вне всякого сомнения, находится в безопасности и имеет основания на уверенность, какие бы трудные времена ни переживал он в этом мире. Кто ходит прямыми путями, тот может ступать твердо, потому что, невзирая на беды и опасности, у него есть надежда, что все, в конечном счете, будет хорошо. Надежда для души есть как бы якорь -/Евр.6.19/. «Ты будешь копать, то есть будешь в безопасности, как войско в своих траншеях». Кто подчиняется управлению Бога, того Он берет под Свою защиту, которая сулит безопасность и днем и ночью. Их надежда будет как выдох, она исчезнет, уйдет безвозвратно. Или же: их надежда погибнет и испустит дух как это происходит с умирающим человеком. Она подведет их, когда они более всего будут в ней нуждаться и ожидать ее осуществлении. Она погибнет и исчезнет, оставив их в полном замешательстве.
Среди противоположностей надежды — уныние, безнадёжность и отчаяние.
«Христос - надежда тех сердец средь этой жизни на земле,
Которых спас святой Отец от уз греха и жизни во зле.
Он жизнь Свою за них отдал и мир небесный в сердце дал.
Христос - надежда христиан всех континентов и всех стран.
Две тысячи уж лет ведет Он Свой искупленный народ» - /Песня/.
«Ведь надежда на награду возбуждает воина к борьбе, как говорит Иоанн Дамаскин, - утвердившись в вере и укрепивши себя надеждою, победили мучительство врагов и получили венцы.
«– Ну что же, это рождает некоторые надежды. Когда что-то звучит глупо, мне непременно хочется узнать, что за этим кроется»-/А.Кристи/.
Надежда – отличный способ оградить себя от реальных действий и перемен. Если пришла надежда на лучшую жизнь, и вы ощутили ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни – превосходный суррогат этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, погрезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно, ведь можно облагаться – и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться.
Самый важный вопрос, который стоит перед нами, - это вопрос о смысле надежды. О надежде на то, что мироздание не бессмысленно, что наша жизнь имеет предназначение и цель, что нас ждет что-то более достойное, чем вечное небытие. Одним из лучших сортов вишни опытные садоводы считают сорт вишни «Надежда». Он имеет свои отличительные черты, а также массу явных достоинств и некоторые недостатки.
Определение надежды: «система внутренних ориентиров плюс энергия и мотивация для того, чтобы двигаться в нужном направлении». В ходе исследования было доказано, что люди, у которых была сильно выражена надежда, гораздо меньше страдали от депрессии развития надежды для повышения целеустремленности у людей. Таким образом, надежда помогает в достижении целей, если вы готовы оставить свое комфортное, насиженное место в жизни и решаетесь действительно добиваться целей.
Английский писатель Джон Толкин, автор знаменитой трилогии «Властелин колец», называет эту надежду - «эстэль». - Есть две надежды, - ответил Финрод. - То, что зовут «надеждой» люди, мы называем «амдир», «взгляд вперёд» (букв. «взгляд вверх»). Но есть еще другая надежда, ее основания - глубже. «Эстэль», «вера», зовем мы ее. Никакие события в мире не могут поколебать ее, ибо она зиждется не на опыте, но на нашем естестве и изначальном бытии. Ибо если мы воистину Эрухини, дети Единого, Он не позволит лишить Себя Своего достояния — не позволит ни Врагу, ни даже нам самим. Вот первооснова эстэль, и мы не теряем ее даже в предвидении Конца: что все Его замыслы неизменно ведут к радости Его детей». «Амдир» может быть обоснованной надеждой (например, освоить специальность и получить работу) или необоснованной (выиграть в лотерею или что наша команда станет чемпионом). Или еще какими-то надеждами, относящимися к веку сему — обоснованными или нет, добрыми или дурными. Но когда поезд отходит, все эти надежды остаются на перроне - а с нами остается только «эстэль», упование на Бога. И когда мы обретаем эту надежду здесь, на земле, она меняет всю нашу жизнь - и мы становимся гражданами небесного Отечества, которых с любовью примут дома, когда наша миссия здесь закончится.
«Что такое надежда? Когда ждешь чего-то хорошего, и знаешь, что оно может не сбыться, но может и сбыться, ибо есть основания тому? Нет у нас такой надежды.
«Человек без надежды - все равно, что корабль без якоря»- /Э. Тельман/.
Надежда дает нам предвкушение радости и света в «конце туннеля». Надежда укрепляет двойственность нашего существования, в которой мы носимся, «словно белки в колесе» сансары в погоне от худшего к лучшему, от боли к счастью, от неудач к счастливой жизни. Надежда - древний наркотик, на который конкретно подсажено все человечество. Когда блаженная доза надежды себя исчерпывает, приходит ломка в лице безнадеги и обреченности. Потеряв надежду, мы пребываем в страшной подвешенности без опор, словно рухнули в бездну, из которой нет спасения. На фоне беспросветной безнадеги, когда кажется, что терять больше нечего, в какой-то момент приходит отрешенность и спокойствие. В это время стена безнадеги чуть трескается, и сквозь тонкую брешь, начинает пробиваться свет не двойственности, намек на холодное, безусловное счастье просветления. Но если безнадега не была тотальной и всеохватывающей, эта космическая промежность захлопывается, безнадега и обреченность растворяются, и снова приходит она. И каждый раз мы цепляемся за надежду, словно за нить спасения в безусловном хаосе бесконечности. Она дает нам «силы», смыслы и стимулы жить, действовать и развиваться. Полагаю, этот мудрый психический механизм является одним из основных способов, которыми природа эволюционирует в наших человеческих телах.
Каждый день, каждый час, каждое мгновение мы живем надеждой на лучшее. Мы всю свою жизнь бежим за горизонтом счастья, который отдаляется от нас с той же скоростью, с которой мы к нему «приближаемся». Этот бег на месте продолжается до тех пор, пока мы на что-то надеемся. Такова наша человеческая природа, - жить ради несуществующего будущего. Надежда придает нам сил для такой беготни, но отбирает у нас нашу холодную истину.
Человек может не замечать этой непрерывной надежды на «завтра», как рыба не замечает воды. Надежда - это воздух личности, без которого она существовать не может. Личность питается надеждами и подает «надежды», когда их вкус кажется особенно питательным.
Мы живем в грезах, непрерывно надеясь, что вот-вот найдем выход из душной комнаты текущей жизненной ситуации. В какой-то момент мы находим этот выход, и пять минут радуемся «свободе». Затем снова приходит надежда, и мы вдруг обнаруживаем, что вошли в очередную душную комнату, в которой правит очередная двойственность надежды и обреченности.
Все достижения, все наши интересы, новые обретения, ожидания, покупки, все-все продиктовано надеждой на лучшее. Мы верим, что после очередной покупки и после очередного достижения, наконец, начнем жить, и жить будем хорошо. Это – голос надежды, бесплодные обещания счастья, которое все никак не наступит, потому что в надежде всегда был лишь намек на счастье, но самого счастья в надежде никогда не было и не будет.
Надеясь на что-то, мы в очередной раз тянем за нить надежды клубок отчаяния, распутав который, вместо обещанного счастья обнаруживаем безнадегу. После этого наступает пауза, ожидание, которое «смерти подобно». И эта пауза длится до тех пор, пока мы в стотысячный раз не хватаемся за очередной клубок надежды. Успешные люди в нашем обществе – это мастера по нахождению таких вот клубков надежды в больших количествах. Они способны вести много дел распутывать множество таких клубков одновременно. В этом есть свой смысл. Когда очередной клубок распознается как пустышка, отчаяние и безнадега компенсируются теми клубками надежды, что еще не распутаны. Они – придают жизни смысл. Таков «срединный» путь успешного человека.
В своей сущности надежда – просто переживание, которое мы воспринимаем как семя, зародыш счастья. Мы быстро привязываемся к надежде, и когда она кончается, испытываем ломку. И безнадегу, и надежду мы в равной степени проецируем на свою жизнь как «реальные» события, забывая, что это – лишь переживания. Это – добровольный самообман. Мы начинаем думать и верить, что наша надежда – это какое-то реальное событие, которое с нами случится само собою. Порой мы словно не понимаем, что события нашей жизни зависят вовсе не от надежды и безнадеги, а от наших «реальных» действий.
Порой, надежда становится отличным способом избавить себя от реальных действий и перемен. Если появилась надежда на лучшую жизнь, если вы ощущаете ее сладкий вкус, зачем еще что-то делать? Красивые мечты и разговоры о лучшей жизни становятся превосходным суррогатом этой самой красивой и лучшей жизни. Немного помечтал, по грезил и чувствуешь удовлетворение! На сегодня, «дело» сделано. А реальные перемены, зачем они? Это слишком сложно и опасно. Переходя к делу, можно облажаться, и почувствовать себя неудачником. Гораздо проще оставить все как есть, и продолжать надеяться. И так может продолжаться пока не станет поздно, пока здоровье не иссякнет, и стены не покроются зеленым мхом.
Порой, надеясь на лучшую жизнь, на самом деле мы ничего менять, не хотим. Просто мы очень любим, надеяться, мы любим надежду, верим в нее. Нам нравится думать о переменах, о новой жизни. А делать что-то для этих перемен при этом совершенно необязательно.
Если вы считаете, что это не про вас, и ваши надежды подкрепляются реальными действиями, здесь легко себя проверить. Можно составить план действий, расписанный по дням хотя бы на одну неделю. Если Вы не составляете план, либо если план составлен, но вы ему не следуете, значит, ваша надежда стала замечательным суррогатом реальных перемен, значит, Вы, как и большая часть человечества живете в иллюзорном будущем, не замечая жизни.
И какие бы усовершенствования мы в себе в конечном итоге не планировали и не производили, все они продиктованы надеждой на светлое будущее. А светлое будущее все никак не наступит. Будущее так и остается где-то в будущем, а мы живем в непрерывном «сейчас», защищаясь от истины надеждой на красивую ложь возможного будущего.
Истина настоящего момента – чрезвычайно опасна для всех наших надежд. Эта истина – наш экзистенциальный страх смерти, страх личности - раствориться без остатка в безусловной жизни без опор и ограничений. И чтобы избежать этого просветляющего растворения, мы цепляемся за надежду.
О чем вы мечтаете? На что надеетесь? К чему стремитесь? Просветление? Любовь? Деньги? Власть? Престиж? Способности? Все это - надежда, очередной способ убежать от себя, от жизни здесь и сейчас.
Возможно, в этом месте кто-то уже начал подумывать об избавлении от надежды. И это - и это ее голос! Надежда диктует нам этот странный самообман. Надеяться на избавление от надежды ради лучшей жизни, равносильно желанию – избавиться от всех желаний, равносильно самоубийству с целью как-то «поправить» свою жизнь. Это - погоня от себя, с целью догнать себя же. Никто на самом деле искренне надежду убивать не хочет. А если считает, что говорит об убийстве надежды искренне, то скорей всего не понимает, о чем говорит.
«Где же после этого надежда моя? И ожидаемое мною кто увидит?» - /Иов17.15/ Люди живут надеждой. Писатель Альбер Камю написал такие слова: «Тот, кто не имеет надежды и понимает это, не имеет и будущего». Как это верно! Вопрос заключается в следующем: на что мы надеемся? Оправдаются ли наши ожидания? В известной книге нобелевского лауреата описан случай, когда человек неожиданно попал в клинику для больных раком. У него было много планов, он имел большой интерес к жизни. И вот все планы рушились, т.к. его дни были сочтены. Он стал задумываться о Боге и смысле жизни. Что поддерживает существование человека? Его мысли вращались вокруг этого вопроса. Он задавал его больным и получал разные ответы. Кто-то говорил, что человек надеется на деньги, другие отвечали: на пищу, воздух, воду…. Но всё ли это? Что же главное? Один теолог сказал: «Надежда для человека – это-то же, что кислород для лёгких». Отними кислород – и человек погибнет. Отними у человека надежду, и он впадает в отчаяние. Что может быть яснее? Мы нуждаемся в надежде, которая простирается за грань смерти. Такую надежду мы можем найти только в Господе Иисусе Христе. Обратись к Нему! Он не подведёт тебя!
«Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость»... Слова из этой песни знакомы всем. Известное латинское изречение «пока живу – надеюсь» подчеркивает тесную связь человеческой жизни с надеждой. Надежда родственна счастью и близка к блаженству, это не просто состояние, это особое качество жизни. Парафраз Цицерона в знаменитом четверостишии Ломоносова - попытка описать, как надежда живет в человеке: «Надежда юношей питает, отраду старцам подает. В счастливой жизни украшает, в несчастье - случай бережет».
Что касается надежды, то она является желанием в получении награды Бога. И условием христианской надежды является праведное дело, отстранение от запрещенного грехом и искреннее покаяние. И Всевышний Бог разъяснил, что настоящая надежда бывает только после праведного дела.
Есть три вида упования. Первый — надежда на милость, смысл которого состоит в том, что человек надеется на помощь Всевышнего. Второй — это надежда на славу Всевышнего: то есть, надежда на то, что Всевышний окажет ему помощь. И третий аспект — это надежда на исполнение обещанного: то есть, надежда на то, что Всевышний исполнит все, что обещал. И это-то есть настоящее, истинное упование.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : мысли в авоське-( юлька) - irina kramarenko В этом мире любовь - украшенье людей,
Быть лишенным любви - это быть без друзей.
Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло,
Тот - осел, хоть не носит ослиных ушей!
О.Хайям. (мой любимый поэт)